Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, театральный (музыкальный) зал (1), спортивный (физкультурный) зал (1), кабинеты учителей-логопедов (2), кабинет педагога-психолога (1), изостудия (1), компьютерный класс (1), бассейн (1).

В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Созданная коррекционно-развивающая среда в МАДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Музыкальный и спортивный залы в МАДОУ предназначены для решения задач музыкального воспитания и физического развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Театральный зал оснащен современным оборудованием: аккустическая система; учебно-методическими материалами: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты и др. Создана фонотека (диски, аудиозаписи). В спортивном зале имеется спортивный инвентарь, оборудование, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителей-логопедов оборудованы:

  • техническими средствами обучения: интерактивный комплекс "Колибри", оборудование "Умное зеркало", программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями "Сова";
  • коррекционным оборудованием: массажные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, релаксационное и сенсорное оборудование, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МАДОУ.

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МАДОУ: учителями-логопедами, педагогом-психологом, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителями, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения, проектная деятельность, метод моделирования, деятельностный подход, сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники, здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, разминка для пальцев, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, релаксационные паузы, психогимнастика, музыкотерапия, пальцевый массаж.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, адаптированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован спортивный (физкультурный) зал, в котором проводятся НОД, физкультурные праздники и развлечения. В зале в наличии есть все необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков, мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, скакалки, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Бассейн предназначен для решения задач физического воспитания и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Бассей оборудован следующим инвентарем: плавательные доски, обручи, баскетбольные корзины для воды, ласты, гребки для рук, тонущие игрушки, плавательные круги, мячи, разделительная полоса, нудлы, шарики.

На территории МАДОУ оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей групп компенсирующей направленности. На площадке возможны занятия футболом. Прогулочные площадки оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МАДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях.

Методический кабинет и групповые помещения оснащены необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено и оснащено детской художественной и познавательной литературой место под библиотеку для воспитанников в соответствии с их возрастными особенностями.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МАДОУ № 15 разработан Паспорт доступности. По его заключению МАДОУ является частично доступным объектом, где выполнены требования действующих нормативов по основным функциональным зонам для приема граждан, имеющих инвалидность, и других маломобильных групп населения, которые беспрепятственно и безопасно обеспечивают достижение мест целевого посещения объекта. Оборудование помещений МАДОУ и прилегающей к ней территории:

  • Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте, информацией об объекте и продублирован шрифтом Брайля на контрастном фоне.
  • Главный вход в здание МАДОУ имеет легко опознаваемую дверь, на прозрачных полотнах которой установлены яркие маркировки в форме круга.
  • Ширина дверных проемов входа в детский сад позволяет свободный вход инвалидов-колясочников. Имеется знак доступности.
  • На всех дверях здания и внутри имеются маркеры для слабовидящих.
  • Краевые ступени лестничных маршей выделены контрастными желтыми противоскользящими полосами.
  • Дверные ручки имеют форму, позволяющие инвалиду управлять ими одной рукой и не требующих больших усилий.
  • Имеются выделенные стоянки для автотранспортных средств инвалидов.
  • Имеются специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения.
  • Перед входом во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, установлены информирующие тактильные таблички с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.
  • Имеются звукоусилители для массовых мероприятий.
  • Имеется индукционная система для усиления звука.
  • Установлены унифицированные технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, обеспечивающие визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, указание направления движения, идентифицирующие место и возможность получения услуги.

Специальные условия питания

В МАДОУ организовано 5-разовое сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МАДОУ и согласованным с директором МУП "Столовая № 2 Ленинского района города Ростова-на-Дону". Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.

Специальные условия охраны здоровья

Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МАДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с нормативными требованиями.

С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

Детский сад обслуживает медицинская сестра и врач-педиатр на основании договора с МБУЗ "Детская городская поликлиника № 8 города Ростова-на-Дону". Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей учреждения, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МАДОУ № 15 создано единое информационное пространство, оснащенное электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МАДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению. Локальная сеть состоит из кабельной сети и Wi-Fi. Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг с оператором связи ОАО "Ростелеком". Интернет используется для следующих целей:

  • поиска дополнительной информации (текстовой, видео- и музыкальной) по всем дисциплинам учебных планов;
  • самообразования педагогов МАДОУ;
  • участия в онлайн-коференциях, семинарах и вебинарах, просмотров онлайн-занятий и других педагогических мероприятий педагогов МАДОУ;
  • участия воспитанников и педагогов в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах;
  • просмотров познавательно-образовательных программ для детей, в том числе для воспитанников групп компенсирующей направленности с соблюдением санитарных требований.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в практике МАДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы и мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Педагоги МАДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, познавательных способностей, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов, в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции. Накоплена обширная медиатека электронных образовательных ресурсов.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МАДОУ имеются в наличии специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ (воспитанников с тяжелыми нарушениями речи): интерактивный комплекс "SMART", программно-аппаратный комплекс "Колибри", интерактивные столы "SMART", оборудование "Умное зеркало", программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями "Сова".

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернатные группы в структуре МАДОУ не предусмотрены.

Количество жилых помещений в общежитиях, интернате, приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ

Общежитие и интернатные группы в структуре МАДОУ "Детский сад № 15" не предусмотрены, жилые помещения не предоставляются.

Обратная связь

Перед отправкой формы, ознакомьтесь, пожалуйста, с Политикой обработки и хранения персональных данных

Версия для
слабовидящих